Прием в трубопроводную систему КТК нефти с новых месторождений – Кашаган и им. Филановского, который начался в конце 2016 года, не оказал существенного влияния на показатели качества сорта CPC-Blend (Смесь КТК). Принимаемая нефть полностью соответствует характеристикам, заявленным от производителей.
Так, в 2016 году средние показатели качества Смеси КТК составляли 46,5 oAPI – плотность и 0,52 масс% – содержание серы. В 2017 году они находятся на уровне 46,2 oAPI и 0,54 масс% соответственно.
Содержание меркаптанов в нефти сорта CPC-Blend, отгружаемой на Морском терминале КТК, не превышает 20 мг/кг, что является хорошим показателем в сравнении с допустимыми значениями по ГОСТ Р 51858-2002.
В Каспийском трубопроводном консорциуме ведется строгий контроль за показателями качества нефти, как принимаемой в систему КТК, так и отгружаемой из нее.
С декабря 2002 года в КТК действует уникальный Банк качества нефти (БК), который представляет собой механизм взаиморасчетов между грузоотправителями с целью обеспечения справедливых финансовых корректировок, необходимых для отражения относительной стоимости перекачиваемой по магистральному нефтепроводу нефти в Смеси КТК.
Все грузоотправители (участники), перекачивающие свою нефть по Системе КТК, обязаны участвовать в Банке качества, как условие для предоставления компанией услуг по транспортировке нефти в общем потоке. При этом все участники соглашаются вносить на Доверительный счет любые начисляемые им корректировки для того, чтобы гарантировать наличие средств для осуществления платежей в порядке взаиморасчетов по Банку качества между участниками.
Отметим, что учетные операции, проводимые между сдающей и принимающей сторонами, осуществляются на нефтеперекачивающих станциях и Морском терминале, которые оснащены системами измерения количества и показателей качества нефти. На каждую принимаемую/сдаваемую партию нефти выпускаются акт приема-сдачи и паспорт качества, подписываемые обеими сторонами.
В ходе международной нефтегазовой конференции, проходившей в Астане в июне 2017 года, заместитель генерального директора по связям с Правительством РК АО «КТК-К» Кайргельды Кабылдин отметил: «Смесь КТК всегда продавалась с премией относительно бренда Urals. В настоящее время стоимость CPC Blend и Urals выравнивается. Реальная стоимость CPC Blend, определяемая по выходу состава нефтепродуктов при ее переработке, значительно выше стоимости Urals».
Сложившаяся в данный момент рыночная ситуация носит временный характер и связана, прежде всего, с ростом сезонного потребления некоторых видов нефтепродуктов.
При этом г-н Кабылдин подчеркнул, что система КТК является наиболее экономически выгодным маршрутом экспорта нефти из Казахстана.
О КТК:
Трубопроводная система КТК – один из крупнейших инвестиционных проектов в энергетической сфере с участием иностранного капитала на территории СНГ. Протяженность трубопровода, соединившего нефтяные месторождения Западного Казахстана с морским терминалом в Новороссийске, составляет 1 511 км. Морской терминал КТК оснащен тремя выносными причальными устройствами (ВПУ) позволяющими безопасно загружать танкеры на значительном удалении от берега, в том числе при неблагоприятных метеоусловиях.
Акционеры КТК: Российская Федерация (представленная Транснефтью – 24% и КТК Компани – 7 %) – 31%; Республика Казахстан (представленная Казмунайгазом – 19% и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC - 1,75%) – 20,75%; Chevron Caspian Pipeline Consortium Company - 15%, LUKARCO B.V. - 12,5%, Mobil Caspian Pipeline Company - 7,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited - 7,5%, BG Overseas Holding Limited - 2%, Eni International N.A. N.V. - 2% и Oryx Caspian Pipeline LLC - 1,75%.